Оценка устойчивости продуктового портфеля «Норникеля»
Одним из ключевых драйверов долгосрочной стратегии «Норникеля» является растущая потребность в металлах Компании для развития низкоуглеродной экономики. Поставляя на рынок «зеленые» металлы, Компания уже активно содействует глобальному переходу к экологически чистым видам транспорта и развитию возобновляемой энергетики.
Фактор | Ni | Pd/Pt | Cu |
---|---|---|---|
Увеличение доли рынка аккумуляторных электромобилей (BEV) | |||
Рост рынка гибридных автомобилей | |||
Рост рынка топливных элементов, водородной экономики | |||
Рост производства электроэнергии от ВИЭ / низкоуглеродного топлива | |||
Развитие инфраструктуры накопления электроэнергии и зарядной сети для поддержания роста рынка электромобилей | |||
Чистый эффект |
Для оценки рыночных рисков и возможностей переходного периода «Норникель» выполнил моделирование изменения спроса на ключевые металлы в трех собственных сценариях развития мировой экономики и изменения климата.
С учетом обновленных в 2024 году сценариев Компания актуализировала свои прогнозы потребления металлов.
Никель
Никель является ключевым материалом для производства нержавеющей стали, широко применяемой в различных секторах экономики — от машиностроения и строительства до возобновляемой энергетики. Кроме того, никель является основным металлом для производства нового и будущего поколений аккумуляторных батарей, развитие которых имеет ключевое значение для развития электротранспорта.
Несмотря на активную декарбонизацию и переход на электрический транспорт в сценарии «Быстрая трансформация», больший спрос на никель ожидается в сценарии «Устойчивый палладий» благодаря более высоким темпам роста ВВП и большему выпуску электрического транспорта, а в сценарии «Глобальный рост» — ввиду существенного роста потребности в металле для отраслей нержавеющей стали и сплавов.
Прогнозы для никеля были незначительно пересмотрены вверх: в сценарии «Быстрая трансформация» это обусловлено прогнозом большего потребления металла в секторе возобновляемой энергетики, а в сценарии «Устойчивый палладий» — за счет роста мировых продаж электромобилей.

Медь
Медь — ключевой металл перехода к низкоуглеродному будущему, который используется при производстве высокотехнологичного оборудования, в том числе для ВИЭ. Более 70% производимой в мире меди используется в производстве кабельно‑проводниковой продукции. Ожидается, что к 2050 году потребление меди вырастет минимум в два раза.
Аналогично прогнозу спроса на никель, более высокие темпы роста ВВП и бóльшая электрификация транспорта обеспечивают увеличенное потребление меди в долгосрочной перспективе в сценарии «Устойчивый палладий» по сравнению со сценарием «Быстрая трансформация». Максимальный же спрос на медь ожидается в сценарии «Глобальный рост» благодаря самым высоким темпам роста ВВП и, соответственно, наивысшей потребности в меди в таких сферах, как транспорт, кондиционирование и охлаждение, строительство, тяжелое машиностроение, потребительские товары.
Снижение прогноза потребления меди связано с переоценкой удельного использования меди в электромобилях, солнечных панелях и ветровой энергетике, а также более низким среднегодовым темпом роста мирового ВВП.

Палладий
Более 80% потребления палладия в среднесрочной перспективе приходится на каталитические нейтрализаторы выхлопных газов (далее — катализаторы) преимущественно в бензиновых двигателях, включая гибриды. Установка катализаторов на автотранспорте обязательна и регламентируется на законодательном уровне в большинстве стран мира. Оставшаяся доля потребления палладия приходится на электронику, стоматологию и ювелирное производство, химическую и фармацевтическую промышленность. Палладий также может применяться в технологиях для транспортировки водорода на большие расстояния и для его очистки.
В сценарии «Устойчивый палладий», принятом Компанией в качестве наиболее вероятного, спрос на палладий к 2050 году остается стабильным благодаря сохранению большой доли автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и умеренным темпам электрификации транспорта.
Самый низкий спрос на палладий ожидается в «зеленом» сценарии «Быстрая трансформация», который предполагает снижение общего количества автомобилей и постепенный отказ от машин с двигателями внутреннего сгорания в ключевых экономиках мира.
Наибольший спрос ожидается в сценарии «Глобальный рост» благодаря высоким темпам роста ВВП и большой потребности в палладии, в первую очередь в транспортном секторе, где предполагается рост производства гибридных автомобилей, а также в ювелирном производстве.
В актуализированном сценарии «Устойчивый палладий» прогноз продаж автомобилей с двигателями внутреннего сгорания снизился, что негативно отразилось на прогнозе спросе на палладий. В сценарии «Быстрая трансформация» прогноз относительно палладия стал более положительным ввиду ожидаемого повышения продаж автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. При этом в «Глобальном росте» снижение потребления к 2050 году в прочих отраслях вызвано более низким среднегодовым темпом роста мирового ВВП.

Платина
40% потребления платины приходится на автомобильную промышленность, где она используется для производства катализаторов автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, включая гибриды. Еще 25% потребления платины приходится на ювелирную промышленность. Платина также применяется в стекольной и электронной промышленностях. Кроме того, платина является необходимым компонентом катализаторов для электролизеров, используемых при производстве зеленого водорода, а также топливных ячеек, применяемых как на транспорте, так и в стационарных решениях для выработки энергии из водорода.
Во всех сценариях ожидается рост спроса на платину. В сценариях «Глобальный рост» и «Устойчивый палладий» ключевым фактором, обеспечивающим потребность в платине, является сохранение высокой доли производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
Самый высокий спрос к 2050 году ожидается в сценарии «Быстрая трансформация»: несмотря на падение продаж автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, наибольшую потребность в платине по сравнению с двумя другими сценариями обеспечит развитие водородной энергетики и рынка топливных элементов.
Снижение прогнозов потребления во всех актуализированных сценариях обусловлено более низким прогнозом относительно среднегодового темпа роста мирового ВВП, а также за счет более активного замещения платины на палладий в катализаторах автомобилей. В «Быстрой трансформации» снижение также вызвано более низким прогнозом продаж водородных автомобилей, в «Устойчивом палладии» — снижением прогноза продаж автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, а в «Глобальном росте» — снижением прогноза продаж автомобилей в целом.
